ТРАУР И ЦВЕТ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Белый цвет преобладал в погребальной одежде восточных славян. У мужчин - белые сорочка и порты, войлочная шапка, у женщин - рубаха, сарафан, сподница, белая свитка и т.д. Трауром для близких служила обычная одежда, но без украшений: понева «без нарядок», белая рубаха, белый платок. Так ходили в течение целого года. «По печали» надевали белую «горемычную» поневу с белой холщовой вставкой – прошвой (Рязанская и Тамбовская губернии). Женские головные уборы, в частности сороки, шили из белого холста; по очелью вышивали белыми нитями (Рязанская и Тверская губернии). В основной белый цвет вкрапливались другие, темные цвета, зачастую черный или синий. В Переяславском уезде Киевской губернии мужчин, покойников одевали в синий жупан, женщин – в синюю плахту (синятку). В случае смерти близких, украинская девушка не носила красных лент и поясов, снимала серьги; оставшись сиротой, она могла одевать венок только из голубых или зеленых лент. Белорусы подпоясывали умершего синим пояском. Кисея (редея) для женского головного убора обычно украшалась тканной полосой красного цвета, а в траур – синего. Красный цвет в похоронной одежде не был полностью исключен; в Малороссии на девушках или молодых женщинах могли быть отдельные детали одежды или украшения красного цвета; например, сорочка с красной вышивкой на плечах. Существовало даже поверье, что, если кому надеть сорочку с черной вышивкой, «тому i тiм свiте буде чорно». В старину красный цвет преобладал в похоронной (как собственно и походной) одежде казаков. Но эта традиция имела узколокальное бытование и не была повсеместно распространенной на Украине. Черный цвет под влиянием западной культуры стал проникать из города в погребально-траурную одежду крестьян только с конца XIX в. … Траур иногда отмечался особым способом ношения одежды и изменением прически. В Мосальском уезде Калужской губернии существовал своеобразный обычай: в знак траура все сопровождавшие покойника повязывали себе голову белыми полотенцами, не исключая мужчин, а иногда и духовенства. Девушки после смерти отца или матери распускали волосы и не заплетали кос. Платки при трауре носились внакидку без завязывания. Древность этого обычая зафиксирована в одной из гравюр XVII в., где изображены похороны, и сопровождавшие покойника женщины в накинутых платках-покрывалах. Этот же способ покрытия головы мы видим на акварельном рисунке начала XIX в., где показан поминальный день на кладбище города Тихвина. Близкие умершего в трауре расстегивали ворот рубахи, женщины не носили передника до 40 дней. В траурной, как и в погребальной одежде, заметен возврат к древним формам ее ношения. Так, например, в деревне Сумерки Тамбовской губернии в начале XX в. молодые женщины уже перестали носить поневы, но в случае смерти близких обязательно надевали их – «печалились». Источник: Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX –начала XX вв. М.: «Наука», 1984. Похороны в Малороссии. XIX в.